Моё профессиональное самообразование  в условиях введения ФГОС ДО

Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование

во всех областях! Только те знания прочны и ценны, которые

вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое

знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".

К. И. Чуковский

 

Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности воспитателя, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения. Я работаю в малокомплектном  детском саду. В нашем детском саду одна разновозрастная группа (от 1.5 до 7 лет) и всего два воспитателя. У нас в штате нет педагогов дополнительного образования (логопедов, психологов, преподавателей ИЗО, физкультуры, музыкальных работников) для выполнения  многообразных функций нам пришлось овладеть некоторыми  умениями: рисовать; играть на музыкальных инструментах; выразительно читать; танцевать.

 Воспитатели малокомплектных детских садов -  универсальны.

 Я – воспитатель, поэтому должна обладать основами точных, естественных и гуманитарных наук, уметь ответить на многие  детские «почему». Я – музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец, артист и режиссер.

 Я просто обязана  много знать и уметь. Ведь когда видишь перед собой широко распахнутые детские глаза и открытое сердце, понимаешь, что этот маленький человечек доверяет именно тебе, впитывает твое каждое слово! Передо мной стоит непростая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию Я  всегда должна  быть интересна  для своих детей.

Роль воспитателя такого детского сада как у нас – это особенная

роль: помочь ребенку взойти на некую нравственную высоту, определяющую

направление на всю последующую жизнь. Мы  руководим неповторимым, ни с чем несравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Поэтому мы должны быть постоянно в поиске нового, совершенствовать свое мастерство, используя для этого достижения культуры, педагогической науки и передовой практики.

 Только  активный, инициативный воспитатель, творческий потенциал которого как субъекта педагогического процесса проявляется в его творческих способностях, в стремлении к самосовершенствованию, самореализации в творческой деятельности обеспечивает целостное развитие ребенка. Ученые отмечают, что творческий рост ребенка возможен, прежде всего, во взаимодействии с творческим развитием педагога-воспитателя. Только личность может воспитать личность.

Я проработала воспитателем детского сада 18 лет. Для меня профессиональный рост заключается  в следующем: добиться более высокого профессионального уровня, обеспечить материальное благополучие, расширить кругозор, поднять свой авторитет среди  коллег, родителей, добиться признания и уважения окружающих.

Наш детский сад в 2013 г. стал региональной инновационной площадкой по направлению «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Перед нашим коллективом стоит не простая задача. Я  понимают, что в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.

 Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность

реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для меня как - воспитателя, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём­-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

В своей профессиональной деятельности я стараюсь  сочетать  традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание я  уделяю осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга.

В нашем детском саду мы привлекаем  родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому мы в своей работе ДОУ стараемся творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

 

Конечно, практический  процесс  по введению ФГОС ДО  в нашей с  работе только начался и идет не всегда гладко. Но мы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.

Для этого мы сформировали для себя маршрут профессионального самообразования, определились  со сроками и наметили конкретные шаги:

- изучить  нормативно-правовую базу и методическую литературу по введению ФГОС ДО;

- изучить накопленный опыт других педагогов по данному вопросу;

- сравнить и обобщить полученные знания;

-повысить свой профессиональный уровень на курсах;

-использовать инновационные технологии и методики на практике (ИКТ, проектная деятельность, игровые, учебные технологии и т.д.);

-принимать участие в экспериментальной деятельности на всех уровнях;

- создать и заниматься распространением единого банка данных методического сопровождения с учетом принципа интеграции

 

ВОСПИТАТЕЛЬ - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться