«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Цель: формирование  мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями.

Задачи: 

·                    Дать краткий анализ теоретическим основам метода проектов.

·                    Систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – дошкольником.

·                    Познакомить с организацией проектной деятельности в  разновозрастной группе  (презентация проектной деятельности)

·                    Оказать практическую помощь в разработке плана-схемы проекта.

 

 «Федеральные государственные  образовательные стандарты  требуют от воспитателя изменения подходов к осуществлению образовательной деятельности. В настоящее время воспитателю необходимо развивать качественные стороны личности ребенка. Обучение детей носит комплексно – тематический характер,  основой которого является событийность окружающей действительности.  Однако для  реализации  образовательного процесса необходимо соблюсти основные требования: нельзя увеличивать образовательную нагрузку на детей, чтобы не навредить детскому здоровью. Но как же тогда спланировать тематическую деятельность, которая содержит в себе разноплановые направления образования?

Для  реализации  данной проблемы   существует метод проектов.

Основной особенностью данного метода является возможность интеграции содержания разных областей в единое целое.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

ПРОЕКТ ЧТО ЭТО?

Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

 

 «Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы,  завершающийся созданием творческих работ».

 

«Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению».

 

Современное определение метода проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

                                                                                                  Е. С. Полат

 

 

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников - иллюстраторов.

 

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного  выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

 

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

 

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

 

Типология проектов

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

 

 

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ В ДОУ ( по Е.С. Евдокимовой)

По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие,игровые, практико-ориентированные)

По характеру  содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности

По характеру участия ребенка в проекте(Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения дополучения результатов)

По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы,в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей,  учреждениями культуры, общественными организациями)

По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

 

ТИПЫ ПРОЕКТОВ в ДОУ по (Л.С.Киселевой)

   Исследовательско -творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

  • Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.
  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

 

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

 

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

 

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

 

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

 

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.                      

Этапы работы над проектом

Этапы

проект           

Деятельность педагога        

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Проект –это пять П ПРОБЛЕМА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ;ПОИСК ИНФОРМАЦИИ; ПРОДУКТ; ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (ПОРТФОЛИО)

Значимость проекта для детей

-Дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания

-Развивает творческие способности и коммуникативные навыки

-Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату

Значимость проекта для родителей

-Способствует       формированию сообществ «дети-родители»

-Способствует улучшению микроклимата в семье

-Реализация проектов пробуждает интерес познанию самих себя и детей, повышает культурную компетентность в области воспитания детей

Значимость проекта для педагогов

-Формирует профессиональную компетентность:

-происходит Непрерывное  овладение прогрессивными технологиями

-Умение педагога самому ставить и решать творческие и исследовательские задачи

-Выявляет  творческий потенциал педагогов

-Дает возможность работая группой, объединить её общей инициативной идеей

-Учит профессионально оценивать педагогические ситуации

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Способы разработки проектов:

  • Системная паутинка по проекту;
  • "Модель трёх вопросов"
  • Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
  • Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

Системная паутинка по проекту

Познание

ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы:

Чтение художественной литературы

ведущая деятельность - чтение, формы:

Коммуникация

ведущая деятельность - коммуникативная, формы:

Социализация

ведущая деятельность - игровая, формы:

Труд

ведущая деятельность - трудовая, формы:

Безопасность

интеграция разных видов деятельности, формы:

Здоровье

интеграция разных видов деятельности, формы:

Физическая культура

ведущая деятельность - двигательная, формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами

формы:

Художественное творчество

ведущая деятельность - продуктивная, формы:

Музыка

ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы:

Режимные моменты

интеграция разных видов деятельности, формы:

"Моде ль трёх вопросов"

Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы  проекта.

     Весьма любопытно наблюдать как из отдельных, иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых им детей

 

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

 

 

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства

 

Что мы знаем

Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой «Известно» фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания.

Что мы хотим узнать

Воспитатель записывает идеи и факты,  о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают  карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем.  

Что мы узнали

Третий этап  - на котором происходит совместное исследование проекта тема за темой, день за днём. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы или блока.  

Окончание проекта происходит в процессе итогового мероприятия (выпуск газеты,  развлечение, …) на котором выявляется новая  ПЕРСПЕКТИВНАЯ  ТЕМА  НОВОГО ПРОЕКТА.

           

 

    В заполнении модели принимали участие дети и их родители. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь.

Для пояснения этого момента обратимся к описанию конкретной темы «Вода».

 

 

Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек)

·         Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

·         Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

·         Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

·         Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

·         Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

·         Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

·         Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

 

Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее ребенок рисует толстые ветви  (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

  1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
  2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
  3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
  4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
  5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Таким образом,  дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

      Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

 Недаром эти технологии относят к технологиям XXI в., которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека современного общества


Сердечно поздравляем Вас с профессиональным праздником - Днем
дошкольного работника! Ваша работа - ежедневный вклад в будущее -
развитие подрастающего поколения. Это нелегкий и ответственный труд,
значение которого исключительно велико. Искренне желаем Вам крепкого
здоровья, благополучия, терпения, успехов, счастья и радости!

 Детей с любовью воспитать,
Им, с теплотою, мир открыть,
Как можно вас не уважать,
И как вас можно не ценить.
Вы заслужили этот день
Своим трудом, любви достойным.
Ведь воспитание малышей,
В веках считалось благородным.
Пусть будет солнечной всегда,
Дорога ваша в детский садик.
Пусть не угаснут никогда,
В душе – любовь, на сердце – радость
.

 

 Памятка №1 для воспитателя по выбору темы проекта.

·         В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

·         В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Памятка №2  для воспитателя по выбору  цели проекта:

·         в младших  группах - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями) ;

·         для  старших групп – это развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем  и самостоятельно.

Памятка №3 по разработке проекта с использованием 

 способа

«Модель трех вопросов»

Что мы знаем

Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой «Известно» фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания.

Что мы хотим узнать

Воспитатель записывает идеи и факты,  о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают  карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем.  

Что мы узнали

Третий этап  - на котором происходит совместное исследование проекта тема за темой, день за днём. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы или блока.  

Окончание проекта происходит в процессе итогового мероприятия (выпуск газеты,  развлечение, …) на котором выявляется новая  ПЕРСПЕКТИВНАЯ  ТЕМА  НОВОГО ПРОЕКТА.

Памятка № 4 по подготовке презентации проекта

 -Название проекта.

-Цель и задачи.  Под целью понимается конечный результат. Под задачами – способы реализации и достижения результата.

-Возраст детей, для которых он предназначен.

-Погружение в проект с помощью технологии  

-Разработка схемы проекта. Презентация проекта.

-Возможные результаты. Ожидания.

-Перспектива проекта

Литература:

·         Материалы семинара – практикуму для начинающих  воспитателей МБДОУ «Проекты, как форма интеграции содержания образовательной деятельности с детьми в детском саду» А.Г.Фунтовой.  

·  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.

·          Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением .№4, 2004

·  Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.

·  Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.

·  Интернет- ресурсы: zagadki-pro-kosmos-dlya-detej ; doshvozrast.ru  ; smayls.ru/animashki-kosmos.html ; ns-portal.

 

1. Выбор темы проекта. Нужно «переименовать»  рабочую тему   с использованием деятельностного подхода.

Разработка примерного  плана работы воспитателя над проектом». Памятка №1.

2.Формулирование цели проекта ( «погружение в проект»).

 Памятка №2

3. Разработка   проекта способом  «Модель трех вопросов»

 Памятка №3

4.Подготовка презентации проекта по плану. Памятка №4